Глазунов находит путь к самостоятельному преломлению воспринятой им по наследству от своих учителей образной

1 Напомним о«5 известном письме Римского-Корсакова С. Н. Кругликову от 9—10 мая 1890 г., связанном с работой над оперой-балетом «Млада»: «...мне нечего писать, а повторять и ра.шилнвать не стоит...»— признается композитор и добавляет через несколько строк: «Я люблю «Младу» за то. что она последняя, за то. что я все в ней договорю, что ■е досказал'» (Инг. по кн.: Р я м с к и й-К о р с а к о в А. Н. Н. А. Римский Корсаков. Жизнь н творчество, вып. 3. М. 1936, с. 87. 88).

системы «кучкизма» — в усилении лирического и интеллекту-.ального начала. Опору для этого он находит в творчестве Чайковского и Танеева. Сближение с ними не означало полного разрыва Глазунова с «кучкнетской» линией. Народно-жанровые и эпические образы, перекликающиеся преимущественно с творчеством Бородина и Римского-Корсакова, оставались по-прежнему близки композитору и занимают большее или меньшее место почти во всех его крупных симфонических произведениях зрелых лет. Но они претерпевают у Глазунова существенную внутреннюю трансформацию и входят в состав более обобщенной интеллектуалнзированнон симфонической концепции в качестве одного из частных, подчиненных элементов. Процесс лирического обобщения и освобождения от черт подчеркнутой жанровой характеристичности испытывает и его музыкальный язык, что особенно ясно ощутимо в сфере глазуповской мелодики.

В интонационном складе н строении мелодий зрелого Глазунова наиболее непосредственно проявляется близость к Чайковскому. Лирическая мелодика Чайковского с се выразительной певучестью, широтой дыхания и мастерством объединения отдельных звеньев в длительно и непрерывно развивающиеся построения большой протяженности несомненно оказала сильное воздействие на Глазунова, несмотря на различную направленность творчества обоих композиторов. В своем мемуарном очерке о Глазунове Асафьев передает следующее, очень характерное в этом отношении его высказывание: «Рассказывая мне не раз о своем знакомстве с Чайковским и сожалея о краткости этого периода... Глазунов с грустью добавлял: «Впрочем, в койне концов мы с ним не сошлись бы. Он остался бы драматургом симфонии, а я мало постигал и постигаю его природное стремление перемешать онеру с симфонией, внося в симфонию черты драмы, а онеру наделяя симфоническим развитием»1. Независимо от того, насколько точно эти строки передают выражения самого Глазунова, они верно определяют сущность творческих расхождений между двумя выдающимися русскими симфонистами. Симфоническая драматургия Чайковского, основанная на стремлении к эмоционально яркой н непосредственной передаче острых, напряженных жизненных конфликтов, осталась чуждой Глазунову с его ясным, уравновешивающим интеллектом и склонностью к спокойному, созерцательно окрашенному лиризму.

При отсутствии внутренних потенциальных предпосылок яркого динамического развития в самих тематических образах Глазунова, для создания широких по масштабу, целостных симфонических концепций композитору необходимы были "дополнительные, извне привнесенные стимулы. Таким стимулирующим, объединяющим и организующим началом и служил у него четкий, законченный логически-конструктивный замысел, которым определяются расположение, группировка и взаимные связи отдельных тематических ячеек. В создании того сложного, многосоставного целого, каким являются особенно две последние симфонии Глазунова с их хитроумными тематическими комбинациями, сопоставления-мн н преобразованиями, бесспорно значительную роль играл момент логической дедукции. Наличие строго продуманного умозрительного плана давало возможность достигнуть прочного органического единства при всей множественности и разнообразии составляющих это единство элементов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">