1 Ныне Всесоюмшй научно-исследовательский, институт искусствознания.

тлльный труд на данную тему, созданный одним автором., подчиненный единой и целостной авторской концепции, труд, охватывающий всю историю русской музыкальной культуры, начиная от ее зарождения в древнеславянскую эпоху и до Великой Октябрьской социалистической революции.

Появившаяся тридцать лет назад «История русской музыки» К). В. Келдыша лосих пор служит важной основой музыкально-исторического образования не только в СССР, но и в зарубежных странах (книга нлдана на венгерском и на немецком языках).

Подзаголовок «учебное пособие» в сущности мало отвечает характеру этого труда, не столько педагогического, сколько исследовательского по своему профилю. При всей стройности систематизации материала исследовательский аспект здесь явно выступает на первый план. Особенно велики заслуги автора в разработке ранних периодов развития русской музыкальной культуры: русское музыкальное искусство XVII н предшествующих столетий в этом учебнике впервые предстало в целостном историческом развитии. В анализе исторических явлений автор справедливо подчеркивает тенденцию процессу а льности. Опираясь на общие установки марксистско-ленинской исторической науки, он проводит четкую периодизацию процесса н придает особое значение историческому критерию в оценке художественных явлений. «Исторически-прогрессивная роль творчества каждого художника той или другой эпохи определяется его отношением к передовой идеологии своего времени. - - пишет Ю. Келдыш. — Чтобы верно оценить, насколько оно способствовало движению общества вперед или. наоборот, противоречило поступательному ходу истории, надо ясно представлять себе, что было передовым и ведущим на данном этапе исторического развития. Блестящий образец такой объективной исторической оценки дает Ленин в статье «Памяти Герцена»

Новой и ценной стороной учебника явилось широкое включение в курс истории музыки фольклорного материала и новых данных советской фольклористики. Особенно это касается первых разделов, посвященных характеристике древ-неславянской и древнерусской музыкальной культуры IX— XVII веков. Развитие народного творчества, его постепенное обогащение новыми пластами в этих главах составляет ту

1 Кгллыш Ю История русской ч)1нхи. т I. М. 1948. с. 14—15.

важную основу, без которой нельзя составить представление о музыкальной жизни далекой эпохи, не оставившей для нас никаких памятников музыкальной письменности, за исключением церковно певческих рукописей. Обильные параллели в области древнерусской литературы, живописи, архитектуры выразительно дополняют общую картину, создавая четкую, яркую рельефность общей характеристики. Автор с большим мастерством применяет в первом томе учебника метод комплексного историко-культурного исследования, явно перекликающийся с методологическими принципами виднейших советских историков, и прежде всего академика Д. С. Лихачева.

Совсем по-новому представлена в периом томе русская музыкальная культура XVII н XVIII вскон. В этих разделах Ю. В. Келдышу удалось вдумчиво обобщить новые данные советского музыкознания, ввести ценный архивно-рукописный материал, а главное — уточнить и прояснить общие проблемы становления профессиональной композиторской школы, ярко отразившей дух русского просветительства.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">