А. В. Оесовский в брошюре, посвященной двадцатипятилетнему юбилею творческой деятельности Глазунова, указывает и на то новое, что отличает его от художников «шестидесяти ческой» формации, как представителя другой эпохи в развитии русского искусства, имевшей свои отличительные черты н свою особую проблематику. Но и ему глазуновское творчество представляется «огромным куском целины», взятым из глубин русской жизни, в котором «непочатые силы бродят н громоздятся одна на другую». Глазунов характеризуется как стихийный, лишенный рефлексии художник, творящий в силу бессознательного внутреннего побуждения, — «художник, создания которого родятся на спет подобно тому, как произрастают деревья и цветы из лона матери-природы. — без преднамерения и без мысли об усилии» '.

Эти слова были написаны в 1907 году, когда казалось, что Глазунов, недавно только переступивший через свое сорокалетие, находится в расцвете творческих сил н сможет дать еше не меньше, а может быть, н больше того, что уже было им создано. Совсем свежо было впечатление от только что прозвучавшей Восьмой симфонии, и никто не предполагал, что она окажется последней у такого стойкого и убежденного приверженца крупной симфонической формы, каким показал себя Глазунов. Но если прочтем характеристику глазуновского симфонизма в книге Б. В. Асафьева «Русская музыка», написанной почти четверть века спустя после создания этой симфонии, в сущности завершающей путь Глазунова как симфониста, —срок, достаточный для того, чтобы оценить творчество композитора в исторической перспективе. — то не найдем в ней существенно новых иоментов по сравнению с установившейся оценкой, за исключением разве сквозящего во всей этой характеристике оттенка скрытой полемичности. Отдавая должное гигантскому мастерству и творческому размаху Глазунова. Асафьев видит в его симфониях лишь продукт некоего наивно непосредственного «сачо-произрастания», совершающегося легко и без напряжения, в силу установившейся ннерцнн: «Глазунов разрешает сложные технические задания так. как будто бы он не испытывает никаких усилии, а только восстанавливает заранее предопределенные звуко-соотношения. Словно бы еще до сочинения музыка было известно, что с чем сопряжено и как должно-разместиться»*. Подчеркивая светлый, оптимистический характер музыки Глазунова, он замечает: «К сожалению, этот оптимизм не вытекает из борьбы и преодоления и не является завоеванным мировоззрением, а обусловлен настроениями умиротворенной, ничего нс искавшей эпохи. Он — данность, а не результат». «В таком искусстве. — добавляет Асафьев несколькими страницами далее, — бросается п глаза сочетание благодушного и наивного нераздвоенного мышления и мироощущения с зрелостью техники...»2

Нельзя сказать, чтобы эти суждения, различающиеся между собой в оттенках, но сходящиеся в основном и главном, были просто ошибочны. Авторы приведенных высказываний, с различных точек зрения и по-разному освещая, верно отмечают ряд характерных особенностей творческого мышления и стиля Глазунова. Недостаток их, однако, в том. что-они остаются, так сказать, на периферии явления, не раскрывая его сущности и не объясняя коренных побудительных начал глазуновского творчества. Речь идет здесь о некой сердцевине творческого «я» композитора, которую он сам» при свойственной ему замкнутости и сдержанности в проявлении своих эмоций, скрывал даже от ближайших друзей. Это нечто, трудно поддающееся определению, относится скорее к психологии художественной индивидуальности, чем к непосредственным «данностям» музыки Глазунова. Но не проникнув в эти глубинные сферы творческой жизни композитора, нельзя понять ни его личного пути развития, ни места и значения его творчества в общем поступательном движении русской музыки.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">