Для полноты упомянем о двух симфониях Балакирева, явившихся запоздалой реминисценцией «музыкального народничества» 60-х годов. Следует учесть, что первая из них (С-а'иг. 1898) была окончена уже после создания Глазуновым замечательной симфонической триады (Четвертая. Пятая. Шестая), в которой наиболее полно, ярко и многообразно проявились ценные стороны его симфонизма. Можно назвать еще ряд янлений второстепенного порядка (симфонии Ляпунова. Арснского, композиторов «беляевского каталога»), значение которых было более или менее эпизодическим и сводилось к восполнению общего фона симфонической культуры России на рубеже двух столетий.

В целом, как видно из этого краткого обзора, русская симфоническая музыка в характеризуемую пору представляла собой картину чрезвычайно разнообразной и продуктивной деятельности значительного числа крупных по дарованию творческих индивидуальностей, шедших различными, хотя и скрещивавшимися путями. Но ни для одного из названных композиторов симфония не имела такого исключительного значения, как для Глазунова, и в такой степени не концентрировала самого важного, дорогого н ценного в творческих исканиях.

Восемь симфоний, составляющих основную по значению часть симфонического наследия композитора, были написаны за сравнительно небольшой, исторически сжатый срок. В творчестве Глазунова быстрый и интенсивный рост сменился необычно ранним спадом и утомлением. Двадцать нить лет от окончания Первой симфонии (18-81) до завершения Восьмой в партитуре (1906) —это период, в течение которого Глазунов не только творчески сформировался, сложился в законченного мастера, но и создал почти все лучшие н наиболее характерные произведения. В рамках этого двадцати-пж плети я следует выделить более короткий отрезок времени, примерно двенадцать илн тринадцать лет, от середины 90-х (1893 — год создания Четвертой симфонии, 1894 — Четвертого квартета) до середины 900-х годом, как этап наивысшей творческой зрелости, отличавшийся особенно высокой продуктивностью, обилием замыслов и совершенством их музыкального воплощения. Все написанное Глазуновым за последующие тридцать лет жизни не может идти в сравнение с тем, что было создано в эти годы непродолжительного, но бурного творческого подъема.

Начальный этап творчества Глазунова совпадает с годами творческого расцвета Римского-Корсакова. Чанкопского, частично Бородина, в отношениях с которыми он из ученика очень быстро стал младшим товарищем и партнером. Вспомним, что в то время, когда юный Глазунов создавал под руководством Римского-Корсакова свою Первую симфонию, его учитель работал над «Снегурочкой», написав которую он. по собственному признанию, впервые почувствовал себя вполне созревшим композитором'. Впереди были и его симфонические шедевры — «Испанское каприччио», «Шехераза-да» и бдльшая часть наиболее выдающихся оперных сочинений. Чайковский не написал еше ни Пятой и Шестой симфоний, ни «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы», ни множества других замечательных созданий, открывавших новые грани его могучего, гениального дарования и захватывавших огромной глубиной, силой реалистического выражения и смелостыо в решении творческих задач. Бородин был уже автором обеих завершенных им симфоний н ряда важнейших частей «Князя Игоря». Но и для него конец 70-х и 80-е годы явились периодом интенсивных новых исканий, о характере которых дают представление такие произведения, как два смычковых квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», а также незавершенная Третья симфония. Необычайной музыкальной памяти Глазунова и его глубокой любви к творчеству внезапно скончавшегося композитора мы, как известно, обязаны тем. что записанные и оркестрованные им две части бородинской симфонии сохранились для последующих эпох.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">