В области собственно симфонической: Глазунов отдавал безусловное предпочтение форм.- симфонии, мыслившейся им как стройная последовательность закоченных по характеру и структуре частей, образующих в совокупности сложное многостороннее единство. «Стиль глазуновских симфоний, — верно замечает Асафьев. — стиль музыки Глазунова». Симфоническое творчество Глазунова разнообразно по жанрам и включает произведения различных ролов и видов; он писал и симфонические поэмы, и сюиты программно-характеристического типа, н танцевальные пьесы, и лирические оркестровые миниатюры. Но его восемь монументальных симфоний занимают привилегированное положение в ряду всех этих сочинений: они концентрируют в себе наиболее важные и характерные стороны глаэуновского стиля и являются как бы дорожными столбами или массивными каменными глыбами на пути композитора, отмечающими основные этапы его творческого развития.

Среди русских композиторов современников Глазунова нет ни одного, кто бы с такой неутомимой настойчивостью и упорством разрабатывал классическую форму симфонии, стремясь непрерывно обогащать и разнообразить ее с помощью разнохарактерной музыкальной тематики, различных приемов развития материала и разных методов объединения частей в единый по замыслу, конструктивно ясный и прочный никл. Танеев прекратил свои искания н опыты п области крупной симфонической формы после создания Симфонии с - тт I ■ ■ 11 — произведения большой глубины и силы художественной мысли, которое, однако, при всей своей характерности и строгой концепционной продуманности, осталось одинокой вершиной и тнорчестве композитора.

Свежее самобытное дарование Вас. Калинникова слишком быстро и рано угасло, чтобы оно могло оказать значительное воздействие на развитие русского симфонического искусства. К тому же композитору, музыка которого пленяет своей задушевной лирической теплотой, светлой поэтичностью и типично русским привольным дыханием от сердца идущей мелодии, все же иногда недоставало мастерства планомерной разработки материала и организации крупных музыкальных построений на основе разнообразного показа и освещения немногих первичных тематических элементов.

Своеобразный и яркий вклад в русскую симфоническую литературу внесли гениальные младшие современники Глазунова— Скрябин и Рахманинов. Все три скрябинские симфонии появляются на протяжении первого пятилетия XX века, то сегь того же периода, к которому относится создание Глазуновым двух последних симфоний — Седьмой н Восьмой. Скрябин не продолжил далее своей работы над большой циклической формой, уклонившись вслед за созданием замечательной по силе и напряженности драматического выражения Третьей симфонии в сторону одночастной симфонической поэмы, основанной на совершенно иных и своеобразных принципах организации и развития материала. Что касается Рахманинова, то он обращался к крупной симфонической форме лишь эпизодически, и хотя каждая из его трех сим-фон) 1: представляется весьма значительной вехой в творчестве композитора, но расстояние между ними настолько велико, что их трудно рассматривать как звенья одной непрерывной цепи.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">