К известной художественной ущербности приводит и одностороннее развитие других сторон творческого метода Мусоргского. Так, для некоторых явлений оперного искусства начала XX века характерно стремление к противопоставлению речнтативно-декламационного начала — песенности и кантилене. В оправдание этой тенденции иногда ссылаются на «Женитьбу», художественная неполноценность которой была признана самим автором. По существу, это является отрицанием высших реалистических достижений Мусоргского, а не дальнейшим их творческим развитием. Несмотря на отдельные интересные и плодотворные находки, которые могут быть достигнуты на этом пути, он ведет в целом к обеднению выразительных возможности оперного жанра, к подмене подлинного высокого реализма узким и ограниченным натурализмом. Образцом реалистической оперной драматургии" конечно, должна служить «Хованщина», а не «Же-ни1ьба».

Вероятно, еще не одно поколение композиторов будет находить н творчестве гениального новатора Мусоргского благотворный источник обогащения своего музыкального языка. Но изучая и оценивая его наследие с точки зрения сегодняшних задач советской музыки, нельзя забывать о том, что было главным и определяющим в творческом облике Мусоргского: горячая любовь к своему народу и стремление глубоко проникнуться его интересами, острая реалистическая хватка и наблюдательность, соединенная с живым ощущением пульса современности и боевым темпераментом художника-гражданина. Этому надо учиться у него в первую очередь.

глазу пов - с:нмфошк:т

В русской музыке конца XIX —начала XX века Глазунов выделяется своей исключительной приверженностью к крупным формам симфонической музыки. Начиная с юношеской, но обнаруживающей уже достаточно уверенное владение фактурой, пропорциями и развитием материала Первой симфонии 16-летнего композитора, он определяется как симфонист монументального плана, склонный к мышлению крупными синтетическими образами, к широким масштабам музыкального письма при ясности соотношений и стройной логической завершенности целого. Дальнейший путь Глазунова закрепил и с еще большей силой подчеркнул эти черты его необычайно рано выявившегося творческого облика. Роль симфонизма как основного определяющего начала глазунов-ского творчества проявляется не только в решающем количественном преобладании у него жанров симфонической музыки. Глазунов оставался, по существу, симфонистом даже тогда, когда создавал музыку не чисто симфоническую, а, например, камерную или театральную.

Б. В. Асафьев писал, касаясь соотношения камерного и симфонического жанров в творчестве композитора: «Противоположность, конечно, надо понимать скорее в отношении количественном (ограниченность средств выражения), чем в смысле качественного порядка напряженности, потому что камерная музыка Глазунова — особенно его струнные ансамбли — в сущности своей является отражением или преломлением в иных условиях воплощения путей и достижений музыки симфонической»1. Характерные для глазуновского симфонизма приемы развития и преобразования тематического материала легко обнаружить и в музыке его балетов'.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">