Искусство Мусоргского лишено гармонии и спокойствия: вздыбленное и мятежное, как породившая его эпоха, оно все проникнуто острейшими противоречиями. Боль, гнев и возмущение — вот те чувства, которыми напоена его музыка; прямо или скрыто они звучат в каждой нотке любого из его Произведений. Его привлекали глубокие жизненные конфликты современности, будь то конфликт широкого социального плана, порожденный непримиримым антагонизмом интересов трудящихся и их угнетателей, или драма человеческой личности — отвергнутой, поруганной и обездоленной, обманутой в своих лучших надеждах и стремлениях. Герои Мусоргского редко бывают цельными, уравновешенными натурами с ясной, спокойной психикой. В большинстве своем — это люди страдающие, находящиеся под гнетом тяжкого душевного разлада, вызванного неразрешимым противоречием между их страстным стремлением к свету, радости ц счастью и непроницаемым мраком окружающей действительности или же невозможностью примирить свои собственные противоречивые душевные влечения.

Язык и манера музыкального письма Мусоргского, отмеченные необычайным своеобразием, верно отражают этот внутренний склад его творчества. По мастерству острых психологических характеристик, умению обрисовать душевное состояние, драматическую ситуацию или характерный жест, движение с помощью одного яркого, рельефного музыкального оборота он имеет мало равных себе в истории музыки. Сколько в его произведениях рассыпано таких неожиданных находок, которые казались современникам просто «причудой гения» или же результатом технической неловкости, а для последующих поколений служили источником новых оригинальных гармоний и других средств музыкальной выразительности! Свойственная Мусоргскому прерывистость, шероховатость фактуры, неожиданность переходов и сопоставлений действительно приводили его часто к нарушению привычных норм голосоведения и ладогармоннческого развития. Известно, как много (и при том с самыми лучшими намерениями) трудился над его наследием ряд музыкантов с целью устранить эти шероховатости и сделать его более гладким и «благообразным». Но этого никогда не удавалось достигнуть без большего или меньшего ущерба для яркой, индивидуальной характерности и своеобразия оригинального авторского почерка. Корректный н педантичный, но чуткий Лядов признавался: «Получается не то, что у Мусоргского, пропадает куда-то его характерность и своеобразие того или другого оборота, исчезает авторская личность, улетучивается что-то очень существенное для стиля Мусоргского».

При всей своей незаконченности, неровности и даже при очевидных несовершенствах мастерства в некоторых областях композиторской техники (например, в области инструментовки) стиль Мусоргского представляет собой явление внутренне очень цельное и органичное, порожденное эпохой н особыми новаторскими задачами, которые ставил перед собон композитор. Только в связи с этими задачами, со всем содержанием и направленностью творчества Мусоргского неповторимое своеобразие его музыкальных приемов может быть по-настоящему понято н оценено. Изъятые нэ общей связи, взятые вне контекста, эти приемы зачастую утрачивают свой реалистический замысел и приобретают в большой мере формальное значение. Так случилось, например, у композиторов-импрессионистов, которые использовали ряд гармонических открытий Мусоргского, подсказанных поисками средств тонкой и детальной психологической нюансировки, для решения внешних колористически-эпукоппеных задач.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">