Усиление несенно-мелодического начала в творчестве Мусоргского, ведущее подчас к известному выравниванию деталей и подчинению их одной, основной для данного момента выразительной попевке или интонации, вовсе не было связано с меньшим вниманием к слову. Он отказывается лишь от того «фотографического» метода воспроизведения речевых интонаций, который был источником некоторых натуралистических крайностей в его произведениях 60-х годов. Мусоргский все более отчетливо осознает требования реалистического художественного обобщения, осуществляемого специфическими средствами данного вида искусства, о чем свидетельствуют и его непосредственная творческая практика, и ряд высказываний, относящихся ко времени работы над «Хованщиной». Музыкальная интонация становится не просто слепком с речевой интонации, а ее заменой или аналогом. Иначе говоря. Мусоргский ищет выразительных музыкальных оборотов, которые с наибольшей верностью и доходчивостью передавали бы внутренний эмоциональный тонус человеческой речи, ее психологический смысл, зачастую глубоко скрытый за словами. В этом именно сущность того, что он называл «осмысленной/оправданной мелодией».

При большой определенности и твердости общих идейно-художественных устоев Мусоргского его конкретные творческие приемы и методы музыкального воплощения постоянно менялись н эволюционировали. Трудно говорить, например, об устойчивых, вполне откристаллизовавшихся формах его оперной драматургии, «Борис Годунов» и «Хованщина» — два величайших его драматических произведения — настолько различны в этом отношении, что из их сравнения можно вывести некоторые закономерности лишь самого общего порядка. Эта изменчивость форм проявлялась у Мусоргского даже в пределах одной крупной работы. Различные редакции «Бориса Годунова», о которых в последние десятилетня так много спорили,— лучший тому пример. На «Хованщину» нельзя ссылаться в данной связи, поскольку это произведение не было завершено автором. Но и многие менее крупные сочинения Мусоргского существуют в разных вариантах, причем каждый из них — это не пробный этюд, а по-своему законченное воплощение творческого замысла.

В этой множественности вариантов Б. В. Асафьев пытался усмотреть проявление некоторых органически присущих композитору особенностей творческого мышления. У Мусоргского, по его мнению, не могло быть одного наилучшего решения для каждой творческой задачи, ибо и самую жизнь он воспринимал как непрерывно обновляющийся ноток событий, фактов и впечатлений. Такое объяснение, однако, представляется надуманным и малоубедительным. Несомненно. Мусоргский добивался наиболее законченного и совершенного воплощения своих творческих замыслов —именно потому он так часто менял многое в процессе работы и, не удовлетворяясь написанным, создавал новые варианты. И если ему редко удавалось достигнуть полного, идеального равновесия между непосредственно из жизни почерпнутым замыслом и формой художественного воплощения, то это не значит, что он не искал такого равновесия и не стремился к нему.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">