Подобное увлечение единичными, частными наблюдениями особенно сказалось в «Женитьбе», значение которой очень точно определил впоследствии сам автор, сказав, что это было «посильное упражнение музыканта, или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть псе изгибы гениальной гоголевской речи». Это высказывание невольно заставляет вспомнить известные слова Глюка, что. салясь писать оперу, он старается забыть о том. что он музыкант. Но если в устах классика — просветители XVIII века это была только риторическая фраза, то Мусоргский в «Женитьбе» вполне сознательно отказывался от всего многообразия средств музыкальной выразительности,, стремясь к прямому воспроизведению будничной разговорной речи.

Нельзя недооценивать значение группы работ, предшествовавших созданию величайших зрелых творений Мусоргского—«Бориса Годунова», «Хованщины», вокальных циклов 70-х годов, в которых он ставит задачи грандиозного идейного масштаба, воплощая их с потрясающей силой художественного воздействия. В произведениях начала и середины 60-х годов накапливались и отлагались ценные жизненные наблюдения, вырабатывалось умение точной и лаконичной обрисовки образов и состояний с поыошью немногих, но всегда верно найденных и метких штрихов.

Уже в ранних вокальных сценках из народной жизни ярко и полно раскрывается замечательное дарование Мусоргского как музыканта-портретиста, сатирика, бытописателя. Но они неравноценны по своей художественной значимости. Если в некоторых из них композитору удалось создать образы большой выразительной глубины и силы, то в других он ограничивается лишь задачами внешне характеристического плана (например, «Озорник», «Козел»). Там же. где он ставит перед собой более глубокие и значительные задачи. - шире, богаче, разнообразнее оказывается и круг его выразительных средств. Так, в «Калнстрате», «Гопаке», «Колыбельной Еремушки» речевая интонация отнюдь не является основным, определяющим моментом музыкальной выразительности: декламационные и мелодически-напевные элементы находятся здесь в равновесии, причем ведущее значение приобретает целостный, рельефно очерченный песенный образ.

От «Женитьбы» и некоторых камерных вокальных спенок 60-х годов, через первую и вторую редакцию «Бориса Годунова» к вершине творчества композитора — «Хованшнне» можно наблюдать все большее насыщение его языка песен-ностмо и. соответственно, возрастающую роль относительно самостоятельных н законченных музыкальных построений. Прямое, непосредственное воспроизведение речевых интонаций становится для него лишь одним нз средств музыкальной характеристики, к которому он прибегает в особых случаях, для заострения комических черт образа или. наоборот, для передачи моментов высокого и острого драматического возбуждения. В своем известном письме В. В. Стасову от 25 декабря 1876 года, сообщая о найденном им новом типе «осмысленной/оправданной» вокальной мелодии, он делает «говорку: «Кроме драматических движений bien entendu (разумеется. — Ю. К.), когда и до междометий дойти может». Из этой оговорки видно, что Мусоргский очень хорошо представлял себе значение различных форм вокально-драматической выразительности н, отводя главную роль арнозному пению (а также песне), полностью учитывал тот эффект, который может произвести в минуту сильной аффектации переход от плавной вокальной мелодии к отдельным взволнованным репликам, восклицаниям или прерывистому задыхающемуся говору. То, о чем ои писал как о новом своем открытии в 1870 году, было им в действительности найдено уже раньше. Укажем, хотя бы на такой непревзойденный по своей реалистической силе образец оперного драматизма, как сиена в тереме нз «Бориса Годунова».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">