Подготовкой к ней послужил не только накопленный опыт педагогической работы, но и активная научная деятельность, которую вел он в Саратове. Большую поддержку в этом ему оказывал весь коллектив педагогов консерватории, увлеченно трудившихся над проблемами истории и теории музыкального искусства. Рядом с Ю. В. Келдышем работали такие крупные музыковеды, как В. О. Берков. Н. Я. Брюсова. Б. В. Левик, Т. Н. Ливанова. И. И. Мартынов, В. В. Протопопов. И. Я. Рыжкин, С. С. Скребков, В. Э. Ферма и и Б. Л, Яворский. Заканчивались и защищались музыковедческие диссертации, с большой активностью проходили научные сессии и совещания. На одной из таких сессии, состоявшихся в Саратове летом 1942 года. Ю. В. Келдыш выступил с содержательными докладами«Проблема народности в русской классической швЯМЯ»ПГЧ4*л^юнченныя эстетический трактат Стасова :|*|Йх£*!"аТ|,1Ке этих выступлений легко уста-

-новнть связь с двумя основными трудами 1940-х годов, о которых речь пойдет ниже.

Вернувшись в Москву осенью 1943 года. Ю. В. Келдыш возобновил педагогическую работу в консерватории, а с 1946 года принял на себя заведование кафедрой истории музыки народов СССР. Одновременно началась его деятельность в московском Институте истории искусств' —научном учреждении, с которым он связал долгие голы своей творческой жизни. Основанный в 1944 году по инициативе академика И. Э. Грабаря, Институт объединял известных ученых-искусствоведов различных специальностей. Работа Сектора музыки, во главе которого стоял тогда академик В. В. Асафьев, уже в эти первые, организационные голы была достаточно эффективной: готовились фундаментальные монографии, докторские диссертации, начиналась работа нал первым коллективным трудом по истории русской советской музыки. В стенах этого института Ю. В. Келдыш и 1947 году блестяще защитил докторскую диссертацию «Художественное мировоззрение Стасова».

В своей концепционной сущности эта работа как бы подводит итог его предыдущим исследованиям в области истории русской критики и публицистики второй половины XIX века. Не снимая, не затушевывая противоречий, которые были присущи эстетическим взглядам Стасова, исследователь сумел всесторонне обосновать его роль носителя демократических идеалов, пролагателя новых путей, смело, бесстрашно продвигавшего русское искусство «сквозь бурю н мели, вперед, к новым берегам».

Заметим попутно, что одним из эскизов к диссертации послужила интереснейшая ранняя статья Ю. В. Келдыша «Стасов и революционные демократы» (1940). Написанная в острой и полемичной форме, она наглядно демонстрирует реальные трудности борьбы, которую вел в условиях своего времени неутомимый трибун русского реалистического искусства, ппрсчавший на своем пути сопротивление даже со стороны таких гигантов литературы, как Тургенев и Салтыков-Щедрин.

В начале 1948 года вышли в свет два первых тома давно задуманного Ю. В. Келдышем учебника по истории русской музыки для высших учебных музыкальных заведений. В советской музыковедческой литературе это был первый капи-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | Откатные промышленные телескопические ворота на въезд. |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">