Мы могли бы продолжить наш спор с Д. Заславским. Но и сказанного, думается, достаточно, чтобы убедиться в полной несостоятельности его попытки «развенчать» Стасова как «либерала-пенкоснимателя», который будто бы враждебно относился к деятелям демократического движения и оказывал вредоносное влияние на развитие русского искусства.

В заключение заметим, что мы всегда будем очень благодарны литераторам н специалистам смежных отраслей искусства за их помошь н указания, если только они не будут рассматривать историю музыки как область, в которой можно свободно фантазировать, не опираясь на знание и серьезное изучение фактического материала.

вели кип искатгль правды

В нашем сознании запечатлелся образ Мусоргского как смелого и отважного художника-новатора, неутомимо искавшего новых путей в искусстве, боровшегося со всяческой рутиной, косностью н застоем. Вся его недолгая творческая жизнь представляла собой путь настойчивых и страстных поисков художественной правды. Во имя этой правды он решительно отвергал существующие традиции, ломал привычные и устоявшиеся формы, если они стесняли его творческий порыв, не боясь вступать в резкий и непримиримый конфликт с сложившимися нормами и представлениями окружавшей его музыкальной среды.

Правда жизни — пусть суровая и беспощадная, но прямая и нелицеприятная — становится высшим этическим к эстетическим принципом для передовых русских художников в середине прошлого века. В музыке Даргомыжский был первым, кто со всей категоричностью провозгласил этот лозунг. «Хочу правды»,— писал он на пороге 60-х годов, вступая в новый период своего творчества. Мусоргский, считавший себя его учеником, пошел дальше по тому же пути. «Великому учителю правды» — надписал он на одном из своих ранних сочинений, посвящая его Даргомыжскому. И позже, декларируя свои творческие принципы в привычном Для него боевом тоне, он подчеркивал идею служения жизненной правде, как главную, наивысшую цель искусства. «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям a bout portant (прямо в цель. — Ю, /(.)—вот моя закваска, вот чего я хочу и в чем боялся бы промахнуться». Эта тирада заключает в себе квинтэссенцию его эстетических взглядов.

«Правда жизни» не сводилась для русских хуложников-рсалнстов лишь к пнешнему правдоподобию, к формальному соответствию художественного изображения отображаемой действительности. И русском языке слово «правда» очень высоко по смыслу и обладает множеством значений. Правда—это н простая, обыкновенная истина и высокое духовное откровение, это и справедливость, и право, и нравственный закон. Правдивый человек— то же, что прямой, искренний, честный.

Перед демократическим русским искусством прошлого столетня стояли две основные задачи: одна из них заключалась в борьбе против крепостничества и псех его нережнткон, в разоблачении и беспощадном бичевании уродств современной им общественной действительности; другая — в том. чтобы утвердить те положительные начала, на основе которых должна быть перестроена человеческая жизнь. Все это объединялось н одном широком, всеобъемлющем понятии правды жизни. В сущности, обе задачи были неотрывны Дру! от друга, хотя в творчестве того или иного художника одна или другая из них могла выступать на первый план.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">