Таким образом, утверждение Д. Заславского о том, что Стасов отрекался от Чернышевского и признавал единственным авторитетом Писарева, явно противоречит фактам. Огромной исторической заслугой Стасова является то, что он в период всеобщей ревизии реалистических принципов Чернышевского сохранял безусловную верность им и неустанно боролся за них в печати. На исходе XIX столетия он был едва ли не единственным их хранителем и защитником в области художественной критики.

Социально-политические воззрения Стасова не отличались ясностью и последовательностью. Но и в этой области его демократические симпатии были выражены очень определенно. Не будучи революционером, Стасов относился ко

1 Стасов В. В. Собр. соч., т. I, стб. 522. * Там же, стб. 725.

эСтасов В. В. Н. Ге. М., 1904, с. 144.

всем освободительным движениям с глубоким сочувствием. В обзоре «Искусство XIX века» он пишет о «великодушных и высокочеловеческих стремлениях первой французской революции»1. В статье «Письма Берлиоза» Стасов сурово осуждает великого французского композитора за непонимание революции 1848 года и «отвращение к свободной, самостоятельной жизни французского народа»2. Уже на самом склоне своей жизни Стасов с восхищением высказывался о русском пролетариате, героически проявившем себя в революции 1905 года. «Как я его нынче узнал и полюбил и боготворю— первый и лучший, совершеннейший, возвышеннейший пролетариат во всей Европе», — писал он Л. Толстому в 1906 году3. Все это говорит явно против Д. Заславского, утверждающего, что Стасов был характерным выразителем либеральной тенденции, «маскирующей свою вражду к революции якобы научным аполитизмом».

Неверно толкует Д. Заславский и взгляды Стасова на русское историческое прошлое. Приведя цитату из письма Стасова к Балакиреву, где он резко порицает Глинку за то. что тот изобразил как героический подвиг спасение Сусаниным Михаила Романова, Д. Заславский пишет: «Из этого видно, какая путаница царила во взглядах Стасова на народность и русский народ»4. Внимательного читателя прежде всего остановит многоточие, поставленное Д. Заславским посреди приводимой им цитаты. В высказывании Стасова он опускает как раз самое существенное — о чуждости русскому народу монархического начала и о бессмысленности самопожертвования для «спасения мальчишки, которого не за что любить, которого спасать вовсе не следовало и которого он (Сусанин) даже, кажется, и в глаза не видывал»5.

Известно, что личность Сусанина в первой половине XIX века была широко использована монархическими кругами в интересах пропаганды «официальной народности». Его самоотверженный поступок должен был служить примером беззаветной преданности народа своему царю. Именно так трактован сусанннскнй образ в ряде литературных и драматических произведений реакционных монархических авторов

'Стасов В. В. Собр. соч., т. 4. с. 10. 'Стасов В. В. Собр. соч., т. 3. стб. 504.

1 Письмо от 18 сент. 1906 г. —В кн.: Толстой Л. Н., Стасов В. В. Переписка. Л.. 1929, с. 408.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">