Вообще он ставил себя очень независимо в любом органе печати и не допускал ни малейшего вмешательства в свои принципы. Показателен в этом смысле его разрыв с журналом «Северный вестник» в 1895 году. Поводом к этому разрыву явились страницы, посвященные Чернышевскому и Писареву в работе Стасова о Н. Ге. Редакция журнала, ставшего в это время органом литературного и художественного декадентства, сочла неудобным для себя печатание суждений, которые резко противоречили его основным идейно-эстетическим позициям. По словам тогдашнего редактора журнала Л. Я- Гуревнч, «статья Владимира Васильевича называет глупыми и нелепыми те взгляды на Писарева и Чернышевского, которые обоснованы в «Северном вестнике», и при авторитетности имени Владимира Васильевича статья его на страницах «Северного вестника» была бы оглушительным ударом для самого журнала». Предложение редакции снять эти страницы было встречено Стасовым с возмущением, он воспринял его как посягательство на кровные свои убеждения и отверг самым решительным образом. Статью о Ге он изъял нз журнала после того, как часть ее была уже напечатана, и порвал всякие отношения с редакцией. «Когда я вступал в какой-нибудь журнал,— писал Стасов.— я всегда первым условием ставил, что кроме цензуры (зло уже вполне неизбежное) я не подчиняюсь никаким другим изменениям. Замолчать вовсе, не писать ничего вовсе — это я могу, от этого я ничуть не застрахован, но выпускать вон мысли, подробности, для меня существенные,—кажется мне уже и попсе неприличным»1.

Конфликт Стасова с «Северным вестником» убедительно говорит о том, чем оставался для него Чернышевский до конца жизни. Об этом свидетельствует и вся его печатная Деятельность. В 80-х годах, в период самого неистового разгула оголтелой реакции, Стасов упорно продолжал повторять и отстаивать основные мысли Чернышевского об искусстве. Обходи цензурные препятствия, он часто цитировал Чернышевского без упоминания его имени. Так поступает он в обширной статье «Двадцать пять лет русского искусства» (1882), имевшей в известном смысле программное значение. Основные принципы нового русского искусства охарактеризованы здесь с помощью ряда цитат из трактата Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Стасов пишет о Чернышевском, что это был «могучий, смелый, самостоятельный и оригинальный... критик и философ искусства», который не только не уступал западноевропейским теоретикам художественного реализма — Пру-дону и Курбэ, но пошел «еще дальше и последовательнее их» '.

В статье «Тормозы нового русского искусства», напечатанной в «Вестнике Европы» (1885), мы находим снова упоминание о Чернышевском. Указывая на резкое различие между уровнем литературной и художественной критики в России, Стасов писал: «Кроме исключений самых редких, как, например, автор книги «Эстетические отношения искусства к действительности», почти все, бравшиеся у нас за перо для того, чтобы писать об искусстве,— и не знали его и не любили»2. В работе о Ге, которая была после -прекращения ее печатания в «Северном вестнике» издана отдельной книжкой, он замечает: «Те из читателей, которым приводилось читать мои статьи за последние лет 20—30, знают, как я всегда смотрел на художественные статьи Чернышевского...»3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">