Несколько забегая вперед, заметим, что те же личные качества впоследствии помогли ему завоевать общее доверие и симпатию уже в другой среде — в кругу квалифицированных и опытных ученых, сотрудников, с которыми ему довелось работать в научных, творческих коллективах.

В учебном процессе он умел, не изменяя своей обычной доброжелательности и такту, быть требовательным к своим ученикам. Воспитанный мастерами старшего поколения, такими, как Иванов-Ворецкнй или Кузнецов, он видел в своих учениках будущих профессионалов, специалистов, достаточно подготовленных к самостоятельной деятельности. Школьные методы проверки знаний не вызывали у него одобрения. Зато огромное значение придавалось источниковедческой работе, детальному исследованию музыкального и документального материала и, раиумеется, методологии построения музыковедческого исследования — архитектонике научного труда. С учениками, не проявившими творческой инициативы, работал он неохотно. Зато любое практическое применение знаний —- лекция, доклад или статья на самостоятельно задуманную тему — всегда горячо поощрялось, при всей незрелости этих первых опытов.

Начиная с 1940-х годов многие музыковеды, воспитанные Ю. В. Келдышем, выдвинулись как известные деятели советской музыкальной культуры, плодотворно работающие в области музыкальной науки, публицистики, музыкального образования. Достаточно назвать имена профессора А. И. Кандинского— видного исследователя русской музыки, ныне заведующего кафедрой истории музыки народов СССР Московской консерватории, Л. Н. Сохора — доктора нскусствовсдо-нгя. автора многих научных трудов, профессора П. В. Ара-вина, известных критиков Ю. С. Корена и Е. А. Добрыниной, молодых исследователей — кандидатов искусствоведения Е. М. Левашова и Т. Ф. Владышевской. Некоторые дипломные работы, созданные под руководством Ю. В. Келдыша, сше до их опубликования приобрели значение серьезных, самостоятельных научных трудов.

Наступил 1941 год — год тяжелейших испытаний, смертельной опасности, нависшей над советской землей. По решению правительства Московская консерватория была осенью эвакуирована в Саратов. Несмотря на огромные трудности, материальные и бытовые, весь коллектив студентов и педагогов работал с неослабной энергией, вкладывая свой труд в общенародное дело. Систематически велись лекции, индивидуальные занятия, семинары. Повседневной, еще более важной задачей были общественные мероприятия — концерты и лекторские выступления на заводах, в военных госпиталях и военных частях. Активное участие в этой работе принимал Ю. В. Келдыш.

В творческой жизни Юрия Всеволодовича, как и МНОГИХ других его современников, события Великой Отечественной войны оставили особый, неизгладимый след. Они заставили его глубже осознать свое призвание, свою роль в служении отечественной науке. Волна общенародного патриотического подъема вызвала огромные сдвиги в советском искусствознании и дала мощный стимул к дальнейшему изучению русских художественных традиций. Именно в эти героические годы возникли многие значительные, фундаментальные труды, посвященные историческому прошлому русской литературы, театра и музыки. Одним из таких обобщающих трудов явилась «История русской музыки» Ю. В. Келдыша, над которой он работал в течение многих лет.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">